Уважаемые коллеги, 11.11.2022 года в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку был направлен Законопроект № 232696-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект устанавливает специальный порядок включения в государственный реестр КПК (далее - Реестр) с максимальным вовлечением саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих КПК (далее - СРО КПК), в данную процедуру.

Согласно действующему законодательству КПК считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). КПК обязаны в течение 90 дней вступить в СРО КПК и имеют ограниченную правоспособность. Включение КПК в Реестр происходит на основании сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (ФНС России), и от СРО КПК.

Согласно предусмотренной законопроектом процедуре КПК в течение 30 рабочих дней со дня внесения сведений о них в ЕГРЮЛ должны сформировать и представить в СРО КПК комплект документов, необходимых для внесения сведений в государственный реестр КПК. На данном этапе осуществляется проверка КПК на соответствие требованиям законодательства, а также деловой репутации членов органов управления КПК.

В случае принятия КПК в члены СРО КПК Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня получения от СРО КПК документов, предусмотренных частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», вносит запись в Реестр и с этого момента КПК приобретает статус финансовой организации, поднадзорной Банку России, и считается членом СРО КПК. При этом СРО КПК несет ответственность за своевременность и качество представленных в Банк России документов.

В целях повышения эффективности и непрерывности контрольного процесса с момента получения статуса КПК и до исключения сведений из ЕГРЮЛ запрещен выход КПК из членов СРО КПК, если другая СРО КПК не готова принять КПК в члены.

Также Законопроект предусматривает введение инструментов оперативного приостановления деятельности недобросовестных КПК и вывода их с финансового рынка.

Банк России при наличии законодательно установленного основания (серьезные нарушения законодательства) исключает сведения о КПК из Реестра как по собственной инициативе, так и по ходатайству СРО КПК. После этого осуществляется процедура принудительной ликвидации. Повторное представление заявления и комплекта документов для включения сведений о КПК в Реестр не предусматривается. В отдельных случаях (при добровольной ликвидации или по основаниям, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве), Банк России вправе назначить временную администрацию в КПК без исключения КПК из Реестра.

Дополнительно законопроект предусматривает следующие изменения. 1. В целях установления более гибкого подхода в регулировании финансовой устойчивости КПК и учета большего числа рисков их деятельности сокращается количество действующих финансовых нормативов КПК с восьми до четырех (норматив достаточности собственных средств (капитала), норматив ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер риска на связанное с кредитным кооперативом лицо (группу связанных с кредитным кооперативом лиц), с правом Банка России по установлению методики их расчета. Банк России при необходимости вправе установить дополнительные финансовые нормативы. 2. Учитывая возрастающую потребность в формировании надлежащей контрольной среды СРО КПК, предусмотрены полномочия Банка России по установлению требований к ресурсному и кадровому обеспечению СРО КПК, осуществляющих контроль за субъектами микрофинансового рынка, направленные на недопущение формального подхода при осуществлении контрольно-надзорных функций. 3. Уточнение особенностей реорганизации КПК, в том числе возможности преобразования в иные организационно-правовые формы в случае отсутствия обязательств перед своими членами, возможность преобразования КПК в иные организационно-правовые формы по согласованию с Банком России. В связи с необходимостью разработки и издания нормативных актов Банка России, предусмотренных законопроектом, устанавливается отсрочка вступления в силу закона на сто восемьдесят дней со дня его официального опубликования. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Ассоциация СРО «НОКК» призывает КПК принять активное участие в обсуждении данного законопроекта путем направления своих замечаний и предложений в адрес СРО на электронный адрес  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. в срок до 25.11.2022 года.

Полная информация о законопроекте на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности.